Пост Марианы Шканчиковой руководителя школы Авессалома Подводного "Человек среди людей":
Друзья, я, как и обещала на эфире (https://www.facebook.com/100001763625716/videos/349225617046674/), начинаю публиковать материалы в поддержку цикла "Коммуникатика, или Механизмы проработки": статьи, отрывки из книг, упражнения и ответы на вопросы.
Сегодня публикую отрывок из книги "Грамматика общения": про актуальность изучения коммуникатики.
____________________
Актуальность. В какой степени умение общаться – и, в первую очередь, способность правильно понимать партнера и ясно для него излагать свои мысли и намерения – нужно современному человеку? Вероятно, гораздо больше, чем человеку прошлого и тем более позапрошлого столетия – и даже больше, чем человеку второй половины ХХ века. В первую очередь это касается людей, чья профессия прямо связана с общением и управлением другими людьми, а особенно большими коллективами. Можно очень постараться и точно донести свои мысль, идею, план до ближайшего подчиненного – но как быть уверенным в том, что он без искажений передаст эту информацию своим подчиненных, а те – своим? Можно быть абсолютно уверенным в одном: искажения по такой дороге неизбежны; однако при желании их характер можно предвидеть и учесть.
Особенность нашего времени и наступающей цивилизации заключается в том, что снова резко увеличивается нагрузка на разум, рассудок, мыслительные процессы всех людей, а особенно тех, кто находится в социальной элите (любого рода) и так или иначе управляет другими. В наше время для социального успеха совершенно недостаточно иметь харизму и личную волю – нужно еще научиться их умело транслировать разным людям и коллективам, используя свойственные и понятные им языки. Если уходящая эпоха оставляла отдельным мудрецам шансы вынашивать свои идеи долгими десятилетиями, абсолютно не беспокоясь об их (идей) социальной адаптации: если надо будет, то кто надо придет и возьмет сам, – то грядущая эпоха, кажется, такой ниши уже не оставляет: теперь идею необходимо не только выносить и оформить, но и предъявить предполагаемому потребителю в понятном для него виде – или, по крайней мере, в постижимой для него форме.
Кроме того, количество контактов, необходимых для успешного проведения любой сколько-нибудь значительной программы действий, в наше время существенно возросло и будет расти и далее. И совершенно ясно, что реализоваться смогут лишь те программы, чьи руководители (и даже рядовые исполнители) сумеют из множества возможных вариантов выбрать достаточно эффективный. А для этого необходимо умение быстро наладить контакт с самыми разными людьми и провести с ними многочисленные сложные переговоры – сложные информационно, эмоционально и энергетически – и на основе полученной в ходе этих переговоров многообразной информации принять правильное решение. Можно сказать и по-другому: в будущем, по мнению автора, смогут успешно существовать и функционировать лишь те коллективы, которые, с одной стороны, окажутся психологически едиными и комфортными для собственных сотрудников, а с другой – будут достаточно (и доброжелательно) раскрытыми во внешний социум. Сказанное относится и к малым, и к большим, и к формальным, и к неформальным коллективам, от семьи до этноса, от маленькой фирмочки до крупной транснациональной корпорации.
С другой стороны, ежедневный опыт показывает, что все люди и все коллективы очень различны, очень по-разному понимают одни и те же слова, прислушиваются и приглядываются к очень разным внесловесным оттенкам общения и очень по-разному оценивают его контекст. Слишком многое в общении проходит мимо слов, стандартных жестов и сознания участников всевозможных диалогов – но не мимо их подсознания и не мимо ведущих их коллективов. Поэтому, если мы хотим научиться адекватно разговаривать со своим (и чужим) подсознанием, а также подсознанием различных коллективов, то вначале следует освоить их язык, а это, по мнению автора, в первую очередь, язык высших архетипов и их модальностей.
Что такое высшие архетипы? Архетип – греческое слово, которое в переводе означает «праобраз» или «первообраз», то есть общий для многих похожих друг на друга объектов (или явлений) тонкий образец, их породивший. Высший архетип – это, так сказать, архетип архетипов, то есть такой архетип, тоньше и абстрактнее которого не существует – его отцом служит сам Абсолют. Задачей поиска и описания высших архетипов занимается философия, а описанием проявлений различных (в том числе социальных и высших) архетипов в психике человека – глубинная психология, получившая в ХХ веке интенсивное развитие, в первую очередь, в работах Карла Юнга, Станислава Грофа и Джин Хьюстон. Главная причина интереса психологов – как теоретиков, так и практиков – к архетипам заключается в том, что именно с ними связаны основные виды психической энергии, или энергии души человека; кроме того, глубинная структура подсознания, остающаяся и по сей день практически непознанной, склонна показываться исследователям в архетипических символах. К числу высших архетипов относятся, например, Ян (мужское начало) и Инь (женское начало), Локальный и Глобальный архетипы, архетипы Творения, Осуществления и Растворения.
Психологический парадокс, связанный с высшими архетипами, заключается в том, что они, с одной стороны, символизируют основные, самые тонкие и глубинные виды психической энергии человека, находясь в психике и подсознании в самой тайной и защищенной от вторжения ее области, а с другой стороны, очень откровенно проявляются в непосредственной жизни человека, представая наблюдателю в виде соответствующих модальностей (качеств, особенностей) его поведения, которые обычно не бросаются в глаза, но являются весьма существенными как для самого человека, так и для его окружающих. Поэтому внимательно наблюдая и анализируя человеческое поведение – даже самое обыденное – психолог-практик может получить важнейшую информацию о соотношениях (балансах) архетипических энергий в самой глубине психики, а сознательно управляя модальностями в своей жизни, человек получает возможность косвенно, но весьма эффективно управлять глубинными процессами своего подсознания, куда прямой доступ обыкновенно закрыт.
Из книги Авессалома Подводного "Грамматика общения"
#АвессаломПодводный
#коммуникатика
#грамматикаобщения